13:55 5 ноября – День рождения Кузьмы Петрова-Водкина | |
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878 - 1939) - русский и советский художник. Он работал в различных жанрах и направлениях: был и книжным иллюстратором, мастером станковой живописи; кроме того, Петров-Водкин проявил себя и как драматург. Родился будущий художник в маленьком Хвалынске, что в Саратовской губернии. Родители его были людьми простыми: отец - сапожник, а мать, бывшая крепостная, работала служанкой у богатого купца. Особым образованием родители не отличались, однако мать была довольно одарённой женщиной, хорошо знала народную поэзию. Как и многие дети из простых семей, Кузьма поступил в городское четырёхклассное училище, в котором учителя отметили сильную тягу к знаниям. Тогда же он познакомился с местными иконописцами, начал брать у них уроки и сам попробовал писать иконы. В 14 лет Петров-Водкин уехал в Самару, где попытался поступить в Железнодорожное училище, но не выдержал экзамен. Тогда он попал в мастерскую известного художника Ф. Е. Бурова. С этих пор Петров-Водкин пытается основательно заниматься живописью, но Буров не смог качественно организовать обучение. Тем более что через два года художник умер. Таким образом, раннее образование Кузьмы Петрова-Водкина было обрывочным, беспорядочным и поверхностным. Многими вещами он пытался овладеть самостоятельно, что не всегда получалось. В юные годы он попробовал себя и на поэтическом поприще. Он встретился с Максимом Горьким, которому показал собственную религиозно-философскую поэму. Известный писатель жёстко раскритиковал начинающего поэта. С 1895 года Петров-Водкин учился изобразительному искусству в Петербурге, куда он попал благодаря знакомству с архитектором Р. Ф. Мельцером. Затем перебрался в Москву, где его учителями стали знаменитые художники, в том числе В. А. Серов. Петров-Водкин пользовался покровительством Мельцера и купцов Казариных, у которых работала служанкой его мать; однако он стремился к материальной независимости, поэтому достаточно рано принялся за работу. Он писал портреты на заказ, занимался художественным проектированием на производстве, давал уроки. В 1902 году вместе с живописцами Уткиным и Кузнецовым Петров-Водкин расписывал одну из саратовских церквей. Однако росписи были уничтожены по решению местного правительства, поскольку были "неканоническими". Благодаря столь плодотворной работе Петров-Водкин смог ездить за границу, где совершенствовал своё мастерство. Кроме того, в 1904 году, создавая внушительных размеров майоликовое панно для одной из петербургских церквей, он был отправлен в Лондон на керамическую фабрику "Дультон", где была завершена техническая часть работы. В 1910 году Петров-Водкин обретает свой узнаваемый стиль, образцом которого была и знаменитая картина "Купание красного коня". Подобные работы художника (среди них были "Сон" и "Играющие мальчики") вызвали широкий общественный резонанс, но далеко не все современники оценили их по достоинству. Картины вызвали настоящий гнев Ильи Репина, который назвал Петрова-Водкина декадентом, "неучем" и "рабским подражателем неучам". Однако за художника заступились Александр Бенуа и Леон Бакст. После Октябрьской революции Петров-Водкин переживает трудные годы, поскольку сама живопись в стране временно приходит в упадок. Но затем начинается новый период плодотворного творчества. Кроме того, с 1925 года картинами Петрова-Водкина заинтересовались европейские коллекционеры. Последние годы жизни были для художника самыми трудными. Он начал тяжело болеть. Кроме того, Петров-Водкин жил теперь в условиях тоталитарного сталинского режима, наблюдал жестокие репрессии, постоянные аресты представителей интеллигенции. Тем не менее, к художнику весьма уважительно относится правительство. Он получил звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР, а также стал первым председателем созданного в 1932 году Союза советских художников (точнее - его Ленинградского отделения). Умер Петров-Водкин в 1939 году в Ленинграде. | |
|
Всего комментариев: 0 | |